ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА

 

ЛЕКЦИЯ 7.  СТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

7.1. Структура рынка

 

На ранней стадии существования рынка (в Древней Греции и Древнем Риме, а затем в средневековых городах) он находился в неразвитом – слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшего для продажи сравнительно небольшое количество продуктов, не отличавшихся значительным разнообразием ассортимента.

При капитализме торговля на городских площадях была вытеснена совершенно иной системой рынков и множеством торговых зданий различного назначения.

Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков.

Система рынков – совокупность всех рынков, расчлененных на основе самых разных критериев.

Такая совокупность образовалась, в конечном счете, во второй половине XX столетия под воздействием ряда факторов.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство за счет широкого преобразования натурального производства в товарное, распространения отношений купли-продажи на рабочую силу основной массы трудящихся, быстрого развития сферы платных услуг, а также оплачиваемых духовных благ, превращения конечных результатов научных исследований (научных и опытно-конструкторских разработок) в товарный продукт.

Во-вторых, современное производство стало создавать в огромных количествах весь спектр полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека. Реализация таких благ не могла происходить на каком-то одном рынке и потребовала их дифференциации.

В-третьих, усилившееся в XX в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и распространилось на рыночную сферу.
В этой сфере возникли специализированные рынки, занявшиеся продвижением до потребителей товаров и услуг разного вида.

В-четвертых, в результате широкого развития акционерных обществ объектом массовой купли-продажи стали ценные бумаги на специализированном рынке ценных бумаг.

В-пятых, интенсивный рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.

В современной системе рынков по критерию «объекты рыночного обмена» выделяются:

-    рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.);

-    рынок средств производства (на нем приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);

-    рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

-    рынок труда (для работодателей и наемных работников);

-    рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для технологического освоения в производстве);

-    рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

-    рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других ценных документов, приносящих доход);

-    рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);

-    рынок информационных продуктов;

-    рынок духовных благ (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)

С образованием такого широко и глубоко развитого рыночного пространства резко возросла его активная экономическая роль. Рынок стал обеспечивать производство всего комплекса необходимых субъективных материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь уже все крупные отрасли хозяйства испытывают на себе зависимость от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается существование и значение товарного производства, а только отражается то новое состояние экономического организма, когда все его клеточки испытывают воздействие рыночных отношений. Способ осуществления такого воздействия зависит от форм и типов взаимодействия агентов рынка.

Экономическими субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы и государство.

Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, связанных брачно-семейными отношениями, которая самостоятельно принимает решения, является собственником какого-либо фактора производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, стремится к максимизации прибыли и использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Государство – это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными объектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный. Все эти основные хозяйственные субъекты взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке, образуя поток доходов и расходов.

Домохозяйства, имея факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательские способности), предоставляют их через рынок ресурсов фирмам, которые, в свою очередь, предъявляют спрос на эти факторы производства. Оплата факторов производства выступает на стороне фирм расходами, а на стороне домохозяйств – доходами. Домохозяйства будут предъявлять спрос на необходимые продукты и услуги на рынках товаров и услуг и тратить свой доход на их приобретение. Предприниматели, предлагая и реализуя произведенную продукцию, будут соответственно получать доход (рис. 7.1).

Эту схему можно существенно усложнить, если учесть еще связи домохозяйств и фирм с государственным сектором, который также осуществляет закупки на рынке товаров и факторов производства. В то же время государство получает в виде налогов часть дохода частного сектора экономики. Нужно отметить, что этот «поток» доходов и расходов постоянно находится в движении.

 

 

7.1. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов

 

Рынок в одном важном отношении прямо противоположен натуральному хозяйству. Как мы знаем, в натуральном хозяйстве создаваемые продукты поступали в распределение, которое зачастую не предоставляло потребителю возможность выбирать по его желанию те или иные блага.
В отличие от этого жесткого порядка рынок в принципе способен обеспечить его агентам максимальную степень экономических свобод.

Для покупателя данные свободы касаются выбора товара из множества взаимозаменяемых и независимых благ и отыскания продавца из числа тех, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Для продавца свобода заключается в выборе наиболее подходящего покупателя и возможности распоряжаться деньгами, вырученными от продажи товаров, по своему усмотрению. Для покупателя и продавца свобода состоит в выборе устраивающих их условий торговой сделки.

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа: свободный, нелегальный и регулируемый.

Первый тип рынка – свободный рынок. Он обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше.

Между тем определение «свободный рынок» требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого. Свободным такой рынок является для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукцию и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого экономические связи на классическом рынке строятся только по горизонтали. Между контрагентами (договаривающимися сторонами) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).

Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины следует признать, что часто такая неограниченная свобода оборачивается своей неприглядной стороной. В наше время из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими правил игры этот тип рынка получил нелестные названия – «дикий», «уличный», «нецивилизованный».

Второй тип рынка – нелегальный – близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но между ними имеются существенные различия. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность – теневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате сборов, налогов и т.п.). Нелегальным является и «черный» рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие).

Первому и второму типам рыночных отношений присущи определяющие черты – стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере:

1)     на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших фабрик;

2)     производители обычно создают продукты без предварительной договоренности с покупателями;

3)     сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению.

Такое положение было характерно для производства и рыночного обмена XV – XIX вв. Но в XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.

Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. Переход в XX в. к этому типу рынка обусловлен объективными причинами, которые вызвали тенденцию к усилению организованности и управляемости рыночных связей.

Основными причинами перехода к регулируемому рынку являются:

-    во-первых, высокий уровень концентрации и специализации производства и расширение масштабов обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными затратами капитала, крупные фирмы стремятся заблаговременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на выполнение выгодных им государственных заказов. Примечательно, что по заказам фирм и государства реализуется, например, до 60 % автомобилей и до 100 % станков;

-    во-вторых, усиление общественного характера рыночных связей. Если в прошлом производитель товара часто сам продавал его непосредственно потребителю, то теперь на их пути – большая армия посредников. Они занимаются разными видами торгового сервиса – наладка и ремонт проданных изделий, гарантийное и сервисное обслуживание. Все это привело к существенному усложнению рыночных связей и превратило регулируемый рынок в социальный институт.

 

7.3. Инфраструктура рынка

 

Термин «инфраструктура» (от лат. infra- ниже, под; structura-строение) означает всю систему обслуживания, функция которой состоит в обслуживании производства и населения.

Инфраструктура – совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, актов купли-продажи, или совокупность служб, предприятий, обслуживающих рынок.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел несколько этапов, связанных с крупными вехами в общественном разделении труда.

Сегодня выделяют производственную инфраструктуру, обслуживающую производство (транспорт, связь, оптовую торговлю и т.д.), социальную инфраструктуру – совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорт и связь для обслуживания населения, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.), работа которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения, а также инфраструктуру рынка.

Особенностью хозяйственной деятельности предприятий инфраструктуры является то, что результат их функционирования нельзя резервировать или складировать, ибо он проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации и т.д.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного механизма в экономике страны появляется необходимость специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организаций, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура рынка, призванная обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, облегчает участникам рыночных отношений реализацию их интересов, повышает оперативность и эффективность работы субъектов экономики, организует оформление рыночных отношений и облегчает юридическое и общественное регулирование деловой практики.

Основные элементы инфраструктуры современного рынка – это:

1)     биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2)     аукционы, ярмарки и другие формы организационно небиржевого посредничества;

3)     кредитная система и коммерческие банки;

4)     эмиссионная система и эмиссионные банки;

5)     система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6)     системы обеспечения деловых коммуникаций;

7)     налоговая система и налоговая инспекция;

8)     система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9)     рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10)  таможенная система;

11)  профсоюзы работающих по найму;

12)  система высшего и среднего образования;

13)  аудиторские компании;

14)  консультативные (консалтинговые) компании.

Функции инфраструктуры рынка заключаются в следующем:

-    облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;

-    повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

-    организационно оформлять рыночные отношения;

-    упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

 

7.4. Торговля и коммерция как элементы рынка

 

Реализация товаров в рыночной экономике производится в сфере торговли (лат. commercium). Рыночные связи различаются по способам взаимодействия продавцов и покупателей в торговых сделках. Существующие формы торговли можно классифицировать следующим образом:

  1. По способам связи между агентами рынка. Производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю. Производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю. Зачастую посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков товара.
  2. В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли:

-    бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другие;

-    продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке;

-    реализация продукции по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства;

-    продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу);

-    реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде потребителей и продавцов;

-    предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).

3.   С учетом объема продаж различают такие формы торговли:

-    оптовая торговля (купля-продажа продукции в больших количествах). Обычно товары закупаются оптом, крупными партиями торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи;

-    розничная торговля означает реализацию преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким образом отдельные лица покупают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках на продовольственных и вещевых рынках.

Рыночные отношения различаются не только по рассмотренным здесь формам связи между производителями (продавцами) и покупателями (потребителями). В экономике зарубежных стран выделяют аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.

Тендеры (торги) – это распространенная форма торговли, когда покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками с помощью тендерных комитетов, в которые входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации, покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, и другие участники.

Коммерческая деятельность, кроме торговли, включает в себя также другие виды деятельности, приносящие доход: производственный бизнес (в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и др.), непроизводственный бизнес (профессиональный спорт, концертная деятельность), бизнес в сфере услуг.

Особенностью коммерческого расчета как метода ведения хозяйства на предприятии является стремление обеспечить торговую выручку от продажи произведенных товаров и услуг, достаточную для покрытия всех затрат ресурсов и получения прибыли. Основными принципами коммерческого расчета являются предпринимательская самостоятельность, самоокупаемость и прибыльность, самофинансирование, материальная заинтересованность, экономическая ответственность.

 

7.5. Назначение и виды бирж

 

Институт биржи существует уже много веков. Слово «биржа» латинского происхождения и означает буквально «кожаный кошелек». Возникли биржи в XVI в. как специальные места сбора коммерсантов для совершения торговых операций. Первая биржа была учреждена в Антверпене в 1531 г., вторая – в Лондоне в 1566 г., третья – в Нью-Йорке на Уолл-стрит в 1792 г. В России первую биржу учредил Петр I в Санкт-Петербурге в 1703 г. Расцвет биржевой торговли наступил в России в начале XX в. В период нэпа действовало более ста бирж, но в 1930 г. все они прекратили свое существование.

Преимущества биржевой торговли по сравнению с обычной состоят в том, что продавцам и покупателям здесь легче найти друг друга, чем при поиске наугад. Кроме того, она обеспечивает механизм установления цены.

Деятельность бирж регулируется государственными органами и независимым органом, устанавливающими правила работы бирж и отдельных ее членов.

Биржа – организационная форма торговли массовыми товарами стандартных параметров или форма осуществления систематических операций по купле-продаже валюты, рабочей силы и ценных бумаг.

Сегодня биржа – это, как правило, государственное акционерное учреждение, выполняющее ряд функций, таких как:

-    предоставление места для торговли (где собираются покупатели и продавцы и договариваются о ценах);

-    организация биржевого торга;

-    установление правил торговли, в том числе стандартов на продукцию, реализуемую через биржу;

-    разработка пакетов типовых контрактов по сделкам купли-продажи;

-    котировка (установление) цен;

-    урегулирование и арбитраж споров;

-    информационная деятельность;

-    предоставление определенных гарантий при сделках с ценными бумагами или товарами, получение за это комиссионных.

Сделка (операция) – соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, сопровождаемое переходом финансового инструмента (денег, банковских документов и др.) от одного лица к другому.

Предметом сделок на товарных биржах являются товары и контракты (договоры) на их поставку. Биржевыми товарами считаются продукты массового производства, обладающие качественной однородностью, сопоставимостью качественных характеристик и взаимозаменяемостью отдельных партий, что позволяет вести торговлю без представления товаров по образцу, описанию качества. На бирже функционируют:

-    маклеры – лица, владеющие местом на бирже, осуществляющие сделки по поручению клиентов и за их счет;

-    брокеры – посредники, содействующие совершению сделок между заинтересованными сторонами (клиентами), обычно заключающие сделки по поручению клиентов и за их счет;

-    дилеры – лица или фирмы, которые занимаются перепродажей товаров, чаще от своего имени и за свой счет;

-    «быки» – игроки, играющие на повышение цен товаров; они рассчитывают на повышение цен и поэтому скупают у контрагентов товар, акции или биржевые контракты, чтобы позднее продать их по более высокой цене;

-    «медведи» – игроки, играющие на понижение цен товаров, акций; они считают, что позднее цены на них снизятся, и в целях извлечения прибыли продают их.

Основными видами бирж являются товарные, фондовые, фьючерсные биржи и биржи труда.

Товарная биржа призвана выполнять следующие функции:

-    оказывать посреднические услуги при заключении торговых сделок по различным товарам;

-    заключать товарные сделки по различным товарам;

-    упорядочивать товарную торговлю;

-    регулировать торговые операции и разрешать торговые споры;

-    публиковать сведения о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

Фондовая биржа занимается куплей-продажей ценных бумаг (акций, облигаций, векселей, ваучеров и т.д.). В широком смысле слова ценные бумаги – это особым образом оформленные документы, выражающие имущественные (долговые) обязательства. В настоящее время на смену этим биржам приходят межбанковские телекоммуникации (типа SWIFT).

Фьючерсная биржевая торговля – один из наиболее динамичных секторов мировой рыночной экономики. В настоящее время в мире насчитывается почти 150 фьючерсных бирж, в основном в США, где осуществляются сделки по 54 наименованиям товаров. Фьючерсные сделки заключаются с товарами, которых на момент сделки в наличии нет (например, урожай будущего года), и поэтому они представляют собой акты купли-продажи не самого товара, а права на товар, т.е. обязательства на их поставку.

Широкое развитие международного обмена предопределяет необходимость наличия денежных средств для расчета с иностранными партнерами. Валютные биржи выполняют следующие функции:

-    аккумулирование спроса и предложения на валютные ресурсы;

-    установка единого курса рубля по безналичным операциям банков;

-    обеспечение дополнительных гарантий при заключении валютных сделок;

-    организация и проведение расчетов в иностранной валюте и рублях по сделкам;

-    определение текущего курса иностранных валют к рублю;

-    сбор и анализ информации о процессах, происходящих на валютном рынке.

Биржа труда – посредническая организация, призванная обеспечить согласование интересов работников и работодателей, согласование спроса и предложения рабочей силы, оказание социальной помощи безработным.

Классические функции биржи труда:

-    учет свободной рабочей силы и вакансий на предприятиях, зарегистрированных на рынке труда;

-    материальная помощь безработным и их трудоустройство;

-    организация переподготовки и повышения квалификации работников;

-    финансирование дополнительных рабочих мест, а также другие услуги на меняющемся рынке труда (например, консультирование).

Все экономические связи рыночных субъектов приобретают юридическую форму (например, хозяйственного договора), а конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественном и качественном соотношениях основных параметров спроса, предложения, цен и т.д., составляющих в целом рыночный механизм.

 

7.6. Рынок как социальный институт

 

В развитой рыночной экономике важную роль играют непосредственно государство в лице органов власти и управления и социальные институты. В экономической науке нет однозначного определения категории «институты». Например, Д. Норт понимает под институтами правила игры в обществе или, другими словами, созданные людьми ограничения, формирующие их взаимодействие.

В современной экономике под социальным институтом понимается определенная организация общественной деятельности, которая регулирует правила поведения людей и их взаимоотношения.

Что же входит в систему рыночных институтов?

Во-первых, правовая система, которая в рыночной экономике выполняет две задачи:

1)     организует правовое регулирование рынка – устанавливает для субъектов рынка единые правила поведения;

2)     защищает субъектов рынка и наказывает виновных за нарушение правовых норм, тем самым охраняя экономические интересы рыночных агентов.

Правовое регулирование рынка обеспечивает всесторонне развитое законодательство, охватывающее всю систему рыночных отношений. Его основу в нашей стране составляет Гражданский кодекс, выполняющий роль экономической конституции. В нем особое внимание уделено характеристике роли гражданско-правового договора – средства регулирования рыночных отношений. Вполне очевидно, что рынок как социальный институт не может существовать без предварительного и опережающего развития правового законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность людей.

Во-вторых, в рассматриваемую систему входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок развивает не только горизонтальные отношения, но и органически включает качественно новые вертикальные связи. Они идут сверху вниз – от государства к хозяйственным субъектам и в определенных пределах регулируют их поведение.

В-третьих, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности, эффективности действий рыночных агентов.

В-четвертых, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения. Причем у каждого вида рынка имеется своя инфраструктура. Так, на рынке товаров (потребительских и производственных) и услуг имеются специализированные организации: товарные биржи, предприятия оптовой и роз ничной торговли, многочисленные компании, занятые посреднической деятельностью, службы сервиса и иные.

Таким образом, рынок как социальный институт прочно объединяет всю совокупность рыночных связей в единую целостность. Эта целостность придает рынку новое качество, способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих динамику цен.

Конструктор сайтов - uCoz