ЛЕКЦИЯ 1.  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД

 

1.1. Предмет экономической теории как науки

 

С развитием экономики как науки менялись и взгляды на ее предмет и практическую функцию.

Так, меркантилисты, отражавшие интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований считали национальное богатство. Источником богатства объявлялась торговля. Само же богатство отожествлялось чаще всего с деньгами. Основная функция этого учения сводилась к активизации товарно-денежных отношений, привлечению в страну золота и серебра в связи с возрастающей потребностью в деньгах. Главный практический вывод из этого учения – необходимость воздействия на экономическую политику государства, которое играет важнейшую роль в хозяйственной жизни.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии – национальное богатство – из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономистов, хотя они ошибочно считали источником богатства труд только в сельском хозяйстве. Отсюда практическая функция данной науки сводилась к стимулированию развития сельскохозяйственного производства, а главный практический вывод состоял в утверждении необходимости ограничения вмешательства государства в естественный ход развития экономики.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Риккардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем – в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники последующего развития общества.

Практическая функция классической политической экономии сводилась к обоснованию факторов увеличения национального богатства (углубление общественного разделения труда, расширение производства, рост занятости и производительности труда, сведение к минимуму доли государственных расходов в национальном доходе общества и т.д.). В этом учении выделяются позитивная (как есть) и нормативная (как должно быть) функции экономической теории. Практический вывод – предостережение от любых форм вмешательства государства в естественный ход рыночных процессов.

Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являются производственные отношения, основу которых составляют отношения собственности. Это имеет существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господства административно-командной системы хозяйствования.

Производственные отношения – это объективно складывающиеся отношения, взаимосвязи между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.

В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство.

Мысль о том, что предметом экономической теории являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была высказана еще в ХVIII в. рядом экономистов, в том числе французом Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала ХХ в. Многое для этого сделал Г.В. Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений – отношения социально-экономи­ческие, имущественные, отношения собственности и производственно-организационные отношения.

Практическая функция марксизма сводилась к необходимости вскрыть органически присущие капитализму недостатки и противоречия, обосновать объективность экономической и политической борьбы пролетариата для достижения своих целей. Практический вывод из этого учения – замена капитализма социализмом, неизбежность пролетарской революции.

Результатом развития марксизма в ХХ в. явилась политическая экономия социализма. Ее предметом были признаны производственные отношения и экономические законы новой хозяйственной системы – социализма. Практическая функция этого учения сводилась к обоснованию развитого социализма, неизбежности победы социализма в экономическом соревновании с капитализмом. Политэкономия социализма носила чисто теоретический характер, в результате произошел отрыв теории от практики.

Главный практический вывод – необходимость огосударствления экономики, совершенствования отдельных сторон, звеньев сложившейся системы хозяйствования (которая по существу была далека от теоретической модели социализма), реформирования этой системы в рыночную экономику.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В. Рошер и К. Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым и понимается отношение людей к внешней природе. А. Богданов и И. Степанов в свое время отмечали, что определение, вошедшее в учебники политической экономии как «науки об общественном хозяйстве... совершенно неточно и ненаучно», ибо «в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства», последнее же не включается в предмет политэкономии.

Маржиналисты объявили предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.), путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъекта в конкретной экономической ситуации. Главный практический вывод – обоснование экономической политики фирмы. С этим направлением связано появление микроэкономики.

А. Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономики и маржинализма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов к противодействию. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

Предметом экономики как науки, согласно кейнсианской школе, становится функционирование национальной экономики как единого целого. Практическая функция видится в разработке экономической политики государства. Главный практический вывод – необходимость стимулирования совокупного спроса населения и частного предпринимательства.

Пол Самуэльсон, осуществивший синтез микро- и макроэкономики, в своем учебнике «Экономикс», известном всему миру, среди множества определений предмета экономической теории (политэкономии) указывает, что экономикс – это наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета политической экономии как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политэкономия – это наука, которая исследует поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения, а П. Самуэльсон рассматривает ее как науку о путях использования ограниченных производственных ресурсов, допускающих альтернативные способы применения или достижения поставленных целей. И в российской экономической литературе появляются определения экономической теории в качестве науки о том, как рационально распределять и использовать экономические ресурсы для удовлетворения безграничных потребностей людей с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Перечень определений предмета экономической теории (политической экономии) можно было бы продолжать, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берут различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления и процессы; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – не просто дать описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

 

1.2. Разделы (уровни) экономики. Теоретическая и прикладная

экономика. Экономическая политика

 

Уровни исследования экономики могут быть самые различные. В зависимости от масштабов экономика подразделяется на микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика связана с хозяйственной деятельностью отдельных экономических субъектов (предприятий, фирм, потребителей, торговцев и т.д.), она помогает понять, почему на низшем уровне экономики принимаются такие, а не иные решения. Макроэкономика связана с функционированием национальной экономики в целом, изучает общие экономические процессы на уровне общества (производство национального дохода, безработица, инфляция и др.) и показывает, что надо делать государству, чтобы общество процветало.

Можно также выделить мезоэкономику, изучающую поведение промежуточных систем или отраслей народного хозяйства (агропромышленный, военно-промышленный комплексы и т.д.) и супермакроэкономику, объясняющую поведение мирового хозяйства, мировой экономики в целом.

Чтобы получить наглядное представление о многоярусной структуре построения экономики, выделим наиболее характерные ее уровни, которые можно представить на рис. 1.1

У каждого человека, каждой семьи есть своя индивидуальная маленькая экономика, где нужно принимать экономические решения в соответствии с доходами и расходами. Сюда включаются: жилье, домашнее хозяйство, личное имущество, деньги и др. Основные экономические процессы здесь – домашний труд, отдых и т.д.

 

 

Мировая экономика (супермакроэкономика)

 

 

Национальная экономика (макроэкономика)

 

 

Экономика отдельных сфер и отраслей народного хозяйства

(мезоэкономика)

 

 

Экономика предприятий, фирм

 

 

Экономика домашних хозяйств, поведение потребителя

 

Рис. 1.1. Структура экономической науки

 

Основу производственной экономики образуют предприятия (фирмы), которые производят товары и услуги.

Национальная экономика имеет отраслевую структуру. Из всех видов отраслей экономики можно выделить три большие группы: первичная экономика (сюда относятся сельское и лесное хозяйство, рыболовство, добывающая промышленность); экономика переработки продукции отраслей первой группы (нефтепереработка, металлургия, пищевая промышленность и др.); экономика обслуживания, представляющая различного рода услуги производству (транспорт, хранение, торговля, реклама, информация и др.), населению (бытовые, жилищно-коммунальные услуги, торговля, ремонт одежды, обуви, мебели, парикмахерские и др.), государству.

Экономика есть совокупность отраслей.

Главная цель экономики – обеспечение жизнеспособности, поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления рода человеческого, рост благосостояния членов общества.

Еще представитель исторической школы Карл Менгер подчеркивал, что экономическое знание дает не одна экономическая наука, а целая сеть самостоятельных конкретных экономических дисциплин с особыми задачами, предметами и логическими приемами. Конкретные экономические дисциплины вырабатывают систему правил, необходимых для практической деятельности, и потому относятся не к области теории, а к искусству хозяйственной практики. Отсюда представляется правомерным разделять экономическую науку, выделяя в ней теоретическую и прикладную части. Хотя подобное разделение до некоторой степени условно, оно отражает реальные различия в объекте изучения, в способах познания и в методах описания экономических объектов и явлений, применяемых теоретиками и практиками.

Экономика как наука тяготеет, естественно, к представлению и описанию экономических процессов и явлений в «чистой», «идеальной форме», использует ряд абстрактных категорий и понятий, прибегает к моделям, весьма приближенно отражающим реальную действительность. Несмотря на неадекватное отражение реальной действительности, теоретические модели полезны с позиций описания общей экономической картины, выявления главных факторов, получения приближенных представлений, ориентиров.

К теоретической экономике относят экономику как науку (экономическую теорию), которая и родилась как теоретическое направление в экономической науке, связанное с выделением общих закономерностей протекания экономических процессов.

К экономике как науке тесно примыкает экономико-математи­ческое моделирование, а в более широком плане – экономическая кибернетика и эконометрика. Последняя изучает количественные соотношения, взаимосвязи между экономическими величинами на основе применения математических моделей и статистических методов обработки экономической информации.

Прикладная экономика взаимодействует с конкретной экономикой, опирается в большей степени, чем теория, на опыт, практику хозяйствования, конкретные показатели хозяйственной деятельности. Она ставит перед собой практические задачи предметного анализа экономической деятельности, микро- и макроэкономики, избегая чрезмерного абстрагирования, отхода от жизненных реалий.

Экономика как наука и теоретическая, и прикладная, широко использует данные экономической статистики. Однако это не дает оснований сводить экономику к эмпирической науке, основанной на опыте.

Экономика как наука является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства и тд.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономика как наука – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть определенную часть социальных явлений жизнедеятельности человека, например, наука права – одну, наука нравственности – другую и т.д., и только совокупность теоретических социальных и исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь. Поэтому неправильно требовать проверки положений экономической теории фактами действительности.

Экономика учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей, без учета которых полученные экономикой выводы могут оказаться ошибочными.

Связь экономики (экономической теории) с другими экономическими науками в самом общем виде можно представить на рис. 1.2.

 

 

Конкретно-экономические науки

 

 

Экономика отраслей.

Экономика предприятий. Экономика стран и т.д.

 

Экономика особых

экономических форм

и организаций

Экономика как наука

(экономическая теория)

Информационно-аналитические науки

Финансы. Кредит.

Маркетинг. Экономика природопользования

и др.

Экономико-математические методы. Статистика. Анализ

хозяйственной

деятельности

 

Историко-экономические науки

 

 

История экономической

мысли. История народного хозяйства

 

 

Рис. 1.2. Связь экономической теории с другими науками

 

В экономической науке можно выделить два направления в зависимости от области приложения ее результатов.

Позитивная (дескриптивная) экономика ориентирована преимущественно на объективное толкование процессов и явлений, построение на их основе научных гипотез, концепций, выявление закономерностей функционирования экономических систем.

Нормативная экономика отвечает на вопросы, как должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов.

Прогнозирование как особая часть экономической науки есть научное предвидение того, что может произойти в экономике в будущем. По существу оно является наукой экономических ожиданий.

Практическая значимость экономики как науки (известная формула Огюста Конта) – в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее пронизывать область житейской практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию.

Экономика – это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовые решения всех проблем. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономики поможет каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

От экономической науки следует отличать экономическую политику.

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства и фирмы в области производства, распределения благ. Государственная экономическая политика призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь экономической теорией, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и этическим аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы принимаемые ими решении были успешными. Решение задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию или разрушению.

При исследовании экономических явлений очень важно отрешиться от всех симпатий и антипатий, личных выгод и интересов, стараться высказывать лишь истину в том виде, как она представляется, помня прекрасную формулу французской судебной присяги: «Я скажу правду, всю правду, ничего кроме правды».

Курс экономической теории – это научное руководство к познанию экономической действительности без претензий на монополию истины.

 

1.3. Методы экономической теории.

Экономические категории и законы

 

Экономическая наука обладает не только специфическим предметом, но и собственной методологией исследования.

Методология экономической науки – это учение о принципах построения и способах научного познания предмета экономической теории.

Главные подходы к экономическому исследованию:

1)   субъективный. Исходный пункт исследования – хозяйствующий субъект с суверенным «Я». Объект исследования – «экономический человек» со своекорыстным интересом, т.е. в основе поведения этого человека лежит эгоизм, а «невидимая рука» направляет рыночные силы; общество – совокупность разных субъектов;

2)   неопозитивистско-эмпирический. На первом плане находится технический аппарат исследования. Результат – эмпирические модели. Общество исследуется на микро- и макроуровне;

3)   рационалистический. Поведение человека объясняется через стремление к выгоде, а цель экономики – выявление законов, регулирующих хозяйственные отношения, объяснение того, «как это происходит»
(Д. Рикардо). Общество делится на классы;

4)   диалектико-материалистический. Осуществляется на основе объективного анализа внутренних связей экономических процессов и явлений в их реальности и развитии; экономические процессы и явления возникают, развиваются и уничтожаются. Детерминизм в общественной жизни.

Методология не тождественна методам, но именно она определяет совокупность методов исследования.

Метод – совокупность приемов или операций теоретического и практического познания предмета экономической теории. Метод является способом достижения научной истины, выявления сущности экономических процессов и явлений. Методы позволяют привести в систему хаотический набор фактов, установить связи между ними и на этой основе выявить тенденции их движения.

Экономика как наука использует широкий спектр методов научного познания.

Метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Одним из таких методов при изучении хозяйственных явлений является метод научной абстракции (от лат. abstractio – отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают общие понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и др.

Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный метод научного познания, используемый в экономической теории. Здесь активно применяются анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент и др.

Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко распространены индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорий в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать. Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и в обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других, составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление – обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономическо-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений, их последствия, прогнозировать экономические процессы. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории. Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в ХХ в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Аллен писал в 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики. Графики – это изображение зависимости между двумя и более переменными. Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями – вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X).

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи – рис. 1.3, а). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него – см. рис. 1.3, б). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению – кривая Филипса, см. рис. 1.3, в).

 

Издержки производства

 

 

 

Рис. 1.3. Примеры графических зависимостей, применяемых в экономической теории

 

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы – рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 1.4).

 

 

 

Рис. 1.4. Примеры диаграмм: а – круговая; б – столбиковая

Схемы наглядно демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. Примером могут быть рис. 1.1 и 1.2.

При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения должен решаться проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Экономические теории формулируются в виде позитивных утверждений, большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного анализа.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны разумные и необходимые экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда и Э. Мейо, а на макроуровне – Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.

Экономическая теория как наука – это системное описание действительности на основе отражения и абстрактного обобщения ее основных характеристик посредством определений, понятий, категорий, представленное как закон, правило или модель хозяйственной жизни.

При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Экономические категории – это логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества.

Категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

В экономической теории, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешне кажущийся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь необходимость, закономерность развития. Экономическими процессами в обществе управляют законы общественных действий людей, или экономические законы. В книге «Философия права» Гегель писал о политэкономии как о науке, которая делает «честь мысли», потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их законы. Всякий закон выражает собой сущность того или иного явления, закон и сущность – понятия однородные (однопорядковые) и представляют глубину познания человеком мира. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления.

Экономический закон – это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах.

Экономические законы не следует смешивать с законами природы, с законами естествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1)     естественные законы – это законы природы, экономические – законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2)     естественные законы – вечны, экономические носят исторический характер;

3)     открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отмирающих сил общества.

Экономические законы в отличие от законов природы не работают сами по себе, экономический процесс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, которые живут и работают в определенной экономической системе.

 

1.4. Основные этапы развития экономической теории

 

Простейшее понимание экономики. Экономия. Хрематистика

Экономика – это часть повседневной жизни людей, люди принимают ежедневное участие в экономической деятельности, живут в экономической среде, постоянно используют слова, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Быть вне экономики невозможно.

Каждому из нас знакомо слово «экономика», хотя различные люди вкладывают в него разное содержание. И многих сегодня вопрос «что такое экономика?» может поставить в тупик. Не следует удивляться тому, что, живя в окружении экономики, мы затрудняемся сказать, что это такое. Данное обстоятельство объясняется тем, что экономика – настолько общее, емкое, многозначное понятие, что определить ее одной фразой не представляется возможным.

Считается, что термин «экономика» изобрел греческий поэт Гесиод (8 – 7 вв. до н.э.), соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430 – 335 или 354 г. до н.э.), написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.). Последний науку о богатстве делил на «экономию» (совокупность потребительных стоимостей) и «хрематистику» (искусство делать деньги).

Но времена меняются, а вместе с ними меняется и смысл старых слов. В настоящее время термин «экономия» получил широкое распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под ним обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Для общества в целом экономия означает такое использование экономических ресурсов, которое ведет к максимальному повышению уровня жизни в данном обществе.

Термин «экономика» в современных условиях используется в различных значениях:

1) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика Беларуси, экономика России и т.д.);

2) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и др. экономики);

3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).

Если же попытаться дать определение экономики одной фразой, то тогда экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Различные стороны экономической жизни общества изучаются различными конкретными экономическими науками, но все они строятся на основе науки, которую сейчас в отечественной литературе называют чаще всего экономической теорией или просто экономикой, в большинстве стран мира – экономикс.

Значение экономической теории как науки и ее важнейшие школы. Экономическая наука является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономической теории – это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена – от древности до сегодняшних дней. Интересно вспомнить, что А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию. В конце XIX в. Н. Бунге в книге «Основания политической экономии» отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории (политической экономии) не только не иссяк, но активно возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в Беларуси в частности. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал экономическую теорию королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М. Фридмен писал, что экономика – очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают немногие. Данная наука, отражающая сложный мир хозяйствования, требует от читателя, по словам известного в мире немецкого специалиста по истории экономической мысли А. Хейлброннера, «выносливости верблюда и терпения святого».

В отечественной и зарубежной литературе выделяют следующие периоды (этапы) развития экономической теории:

-    меркантилизм (поиск источников богатства в обращении);

-    физиократизм (поиск источников богатства в производстве);

-    классицизм (отрицание регулирования рынка государством);

-    марксизм (теория трудовой стоимости; исследование рынка с позиции производителя);

-    кейнсианство (государственное регулирование рынка, создание макроэкономики).

Выпускники высших учебных заведений в современных условиях должны уметь разбираться в широком круге экономических вопросов, оценивать консервативные и позитивные тенденции общественного развития, чтобы самостоятельно определять свою позицию в преобразованиях, быть готовыми к практической деятельности и иметь определенное миропонимание. Эту задачу призваны решить ряд курсов общественных наук, в том числе и курс экономической теории.

Современные школы и направления экономической теории

Экономикс. Современная экономическая теория, известная под названием «экономикс», имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию, представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс «Экономикс» впервые начал читать в Кембриджском университете А. Маршалл в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж. С. Милля. В 1890 г. вышла книга Альфреда Маршалла (1842 – 1924) «Принципы экономикс», которая у нас переведена как «Принципы политической экономии», и здесь нет ошибки, так как
А. Маршалл под термином «экономикс» подразумевал политическую экономию. Дж. М. Кейнс, ученик А. Маршалла, назвал своего учителя величайшим экономистом XIX в.

Экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику, и А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия науки.

Сегодня под таким названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории.

При более внимательном изучении курса «Экономикс» можно отметить, что экономикс – многозначное понятие, характеризующее:

1)   специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровнях;

2)   науку, носящую более прикладной характер по сравнению с политической экономией, имеющей более абстрактный характер;

3)   цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономикс» и «экономическая теория» обусловлена историческими причинами, но по существу они являются названием одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйствования на различных уровнях взаимосвязи и взаимозависимости. Меняются акценты, подходы, но наука остается той же – наукой об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом. Развитие любой отрасли знаний, в том числе и знаний по экономике, представляет собой последовательную смену научных направлений, в ходе которых происходит пересмотр базовых теоретических понятий.

Сегодня выделяют четыре важнейших направления экономической теории:

-    неоклассическое;

-    неокейнсианское;

-    марксистское;

-    институционно-социологическое.

Неоклассика. Неоклассическое направление формулирует субъективную теорию стоимости (в отличие от трудовой теории стоимости в классической политэкономии) и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступают спрос и предложение, потребность и потребление. Основные представители этого направления – А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас.

К неоклассическому направлению примыкают современные теории монетаризма и неолиберализма.

Монетаризмтеория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого кредитного банковского кредита.

Американский ученый-экономист Милтон Фридмен (р. 1912) – один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г.

В России с монетаристской теорией связывают имя Егора Гайдара.

Неолиберализмтечение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А. Смита), ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и увеличить благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.

Главными теоретиками концепции экономического либерализма XX в. являются американский экономист австрийского происхождения Людвиг фон Мизес (1881 – 1973) и его блестящий ученик Август фон Хайек (1899 – 1992).

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897 – 1977) создал теорию социально ориентируемого рыночного хозяйства, воплотил ее на практике. Основные положения этой теории: необходимость свободной цены, свободной конкуренции, правильное соотношение спроса и предложения, равновесие экономики. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность в его развитии. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г.

Кейнсианство. Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К. Маркса. В его главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены теория и программа государственного регулирования экономики. Эта теория получила широкое распространение в правосоциалистической литературе и приобрела многочисленных сторонников (У. Беверидж, С. Харрс,
А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер и др.), оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Дж. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства), что дало повод для утверждения о возможности «перебросить мост» между кейнсианством и марксизмом. Главной ключевой проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.

В современном кейнсианстве доминируют две тенденции: американская, связанная с именами ряда экономистов США, и европейская, связанная прежде всего с исследованиями французских экономистов. В числе американских последователей учения Дж. Кейнса чаще всего упоминаются Э. Хансен, С. Харрис, Дж. М. Кларк и др.

Марксизм. Третьим направлением современной экономической мысли, чрезвычайно популярным в ряде мировых стран до недавнего времени, был марксизм, который дополнен и несколько переработан советскими экономистами и экономистами стран бывшей мировой социалистической системы до 80-х годов XX в.

Основными теоретическими составляющими марксистской теории являются: теория трудовой стоимости, теория прибавочной стоимости, теория воспроизводства, теория капитала, процента и денег, формационная концепция развития цивилизации и др. Основной труд – «Капитал» в 4-х томах (три тома «Капитала» и четвертый под названием «Теория прибавочной стоимости»). Сегодня мы обвиняем марксизм в догматизме. Нельзя не признать, что марксизм – это существенный этап в развитии экономической теории. Поль Самуэльсон особо выделяет в истории экономической мысли лишь трех выдающихся мыслителей, оказавших определяющее влияние на развитие экономической теории: А. Смита, К. Маркса,
Дж. Кейнса. Другой видный американский ученый, Дж. Гэлбрейт, считал, что учение К. Маркса слишком ценно, чтобы его целиком отдать марксистам. Йозеф Шумпетер также относил К. Маркса к великим ученым, но это не мешало ему критиковать марксизм. В начале XX в. учение К. Маркса подвергалось критике в работах русских экономистов (например, Туган-Барановского, Рубина, Железнова и др.).

Нельзя не отметить, что накопление догм представляет собой явление неизбежное в любой науке. Так, была абсолютизирована теория условных рефлексов И.П. Павлова, пик этой абсолютизации пришелся на 50-е годы XX столетия. Догма – это бесполезная истина. То, что было истиной на одном этапе движения мысли в процессе познания, на другом ее этапе абсолютизируется, становится аксиомой с застывшим содержанием и является уже бесполезным. Но жизнь меняется, не могут не меняться и наши представления о жизни, тогда и возникает потребность в новых концепциях, новых подходах, новой парадигме, требующих изменения самого хода общественной мысли.

Институционализм. Четвертым и все более привлекающим внимание ученых в конце XX в. является институционально-социологическое направление, его представители – Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum – установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внешнеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридическая норма. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: засилье монополий, недостатки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные пороки «общества потребления» (такие, как бездуховность и т.д.).

С развитием экономики как науки менялись взгляды на ее предмет. Первые экономические школы считали предметом экономической науки национальное богатство, марксизм – производственные отношения, маржинализм – поведение человека и фирмы, кейнсианство – функционирование (поведение) национальной экономики в целом и т.д. Неоклассический синтез позволил прийти к выводу о том, что все определения предмета экономики как науки раскрывают различные аспекты жизнедеятельности человека, которая чрезвычайно сложна и многообразна.

 

Конструктор сайтов - uCoz